Рождение государства
Специалисты считают, что отсчет японской цивилизации начинается с III в., когда был заложен фундамент первого японского государства. Это значительно позднее, чем начало цивилизации в Китае, Египте, Индии. В III—V вв. здесь сложилась племенная федерация Ямато. Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны. В 604 г. принц Сётоку-тайси сделал попытку упорядочить внутреннюю структуру, создав «Закон из 17 статей», содержавший принципы существования и управления Японского государства. Это прежде всего принцип жесткой иерархии и абсолютного суверенитета правителя. Принципы эти были заимствованы из китайской модели развития, но японское общество, сформировавшееся значительно позже китайского, не готово было их воспринять. Страна раздиралась междоусобицами, завершавшимися переворотами.
Переворот Тайка
В 645 г. переворот Тайка открыл полувековой период Великих перемен, в результате которых царство Ямато превратилось в сильное централизованное государство. Коренным образом были реформированы не только административные отношения, но и отношения в сельском хозяйстве. В соответствии с китайской моделью была введена универсальная система налогообложения. Отменялось частное землевладение, все земли были переданы в ведение правителя.
Только правителю принадлежало право распределения земель, что значительно усилило центральную власть — власть царского дома и связанных с ним кланов.
Был создан закон о земельных наделах — хандэн, в соответствии с которым крестьяне получили земельные наделы, но одновременно власти ввели многочисленные налоги и повинности: поземельный, подворный, натуральный налоги, воинскую повинность, выплату высоких процентов за взятый взаймы рис. Некоторые из налогов взимались продуктами сельского хозяйства. Особенно тяжелым было бремя различных отработок. По законам Тайхорё, которым в 701 г. были дополнены реформы Тайка, барщина составляла 60 дней в году, но фактически крестьяне работали на землях царской семьи и князей значительно больше.
После уплаты налогов и выполнения трудовой повинности у крестьян нередко не оставалось ни продовольствия, ни семян. Они должны были брать рис взаймы, причем только из государственных амбаров и под высокие проценты, доходившие до 50%, а иногда до 100%. Чтобы расплатиться с долгами, крестьяне были вынуждены закладывать свои земельные наделы или продавать детей.
Все население по реформам Тайка делилось на полноправных — рёмин и неполноправных — сэммин. И хотя платившие налоги крестьяне были отнесены к полноправным гражданам, все они по существу находились на положении рабов. В реформе 645 г. должностные земельные наделы имели чиновники, и размеры этих наделов зависели от ранга и должности чиновника. В пожизненное пользование получала земельные наделы знать, приближенная к царскому дому. Иногда она получала также право передачи этих земель по наследству на протяжении трех поколений.
В период раннего Средневековья в Японии существовало рабство. Закон предусматривал предоставление рабам 1/3 крестьянского надела. Следует отметить, что по реформам Тайка был повышен статус неполноправных, превратившихся в полноправных. Более того, образованные потомки выходцев из Китая и Кореи стали чиновниками.
Реформы Тайка и кодекс Тайхорё явились основой японской экономической, социальной и политической структуры. Это был период укрепления государственной собственности на землю.
Похожие работы:
- Рождение государства
Специалисты считают, что отсчет японской цивилизации начинается с III в., когда был заложен фундамент первого японского государства. Это значительно позднее, чем начало цивилизации в Китае, Египте, Ин...
- Рождение кружков качества
Не следует забывать о роли рабочих в выпуске высококачественной продукции при всестороннем обеспечении качества. Рабочие — это те, кто фактически производит продукцию, и если рабочие и мастера не буду...
- Государственная промышленность. Рождение мануфактуры
Как ремесло, так и промыслы — мелкое семейное производство. Первые крупные предприятия в XV—XVI вв. были государственными; На казенном Пушечном дворе в Москве готовились артиллерийские орудия. Там раб...
- Сущность государства
Ни проблема понятия государства, ни проблема понимания его признаков не могут обойти стороной вопрос о сущности государства. Собственно познание сущности составляет одну из важнейших целей теории госу...
- Признаки государства
Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только ...